Забавное: способы критического мышления

Опубликовано: 17.11.2018
путеводитель по лжи: способы критического мышления

Иллюстрация из книги

Рассмотрим несколько способов, помогающих критически оценивать новости, рекламу и отчеты.

Выглядит многообещающе — продажи Peachy Cola постоянно растут. Пока что все идет хорошо. Но давайте припомним, как устроен наш мир, — и постараемся извлечь из этих знаний какую-нибудь пользу. Итак, мы знаем, что конкуренция на рынке безалкогольных напитков огромна. Продажи компании растут, но, возможно, не так быстро, как у конкурентов. Потенциальному инвестору важно сравнить продажи Peachy Cola с продажами других компаний — ее продажи могут расти незначительно, в то время как рынок развивается особенно стремительно, а конкуренты зарабатывают больше, чем Peachy Cola. И как видно на этом графике с двойной осью Y, это, возможно, не сулит производителям ничего хорошего:

Иллюстрация из книги

Когда мы сталкиваемся с точными цифрами, то обычно полагаем, что они к тому же еще и верны, но это не одно и то же. Если вы услышите: «Сегодня многие люди покупают электромобили», — вы подумаете, что автор фразы строит догадки. Но если фраза будет звучать как: «16,39% продаж новых автомобилей составляют электрокары», — вы решите, что автор точно знает, о чем говорит.

И в этот момент вы спутаете два таких понятия, как «точные» и «верные» цифры. Возможно, автор все выдумал. Может, он опросил только небольшую группу людей возле дилерского центра электрокаров.

Как определить, не содержатся ли в новостях псевдофакты, искажения данных или откровенная ложь? Чтобы найти истину, нужно мыслить критически. Именно этому — критическому мышлению — и учит Дэниел Левитин, автор книги «Путеводитель по лжи». Он дает набор инструментов, овладев которыми, вы сможете обрабатывать входящую информацию и выявлять ложь.

Подготовлено по книге «Путеводитель по лжи».Обложка поста: источник.

И, в общем, такая информация правдива. Но если вам подают ее как факт того, что книгу прочитали 90% населения Земли, это повод насторожиться и включить критическое мышление. Так, например, рекламировал себя один из телеканалов в США: «Мы доступны в 100 миллионах домов!» Но это совсем не означает, что во всех 100 миллионах его смотрят.

Доступ — одно из тех слов, которые вас должны насторожить, когда вы встречаете их в статистике. К примеру, можно заявить, что 90% людей в мире имеют «доступ» к «Путеводителю по лжи», потому что 90% населения земного шара живут на расстоянии не больше 40 километров от интернета, железных или автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос, портов или маршрутов собачьих упряжек.

Тот факт, что кто-то предъявляет вам статистику или показывает график, еще не означает, что все это относится к делу. Задача заключается в том, чтобы получить релевантную информацию и игнорировать те сведения, которые никакого значения не имеют.

Иллюстрация из книги

В ходе изучения Стэнфордским университетом умения пользователей рассуждать относительно информации из интернета было протестировано более 7800 учеников старших классов школы и студентов колледжа. Исследователи ссылаются на «потрясающую и вместе с тем тревожную тенденцию. В целом умение молодых людей рассуждать об информации из интернета можно обозначить одним словом: „никакое“». Они с трудом могли отличить новости высокого качества от лжи.

Инфографика в большом почете у разных ловкачей и пройдох, которым нужно сформировать мнение аудитории, и полагаются они на то, что большинство людей не станут вникать в то, что выглядит убедительно. Вот, например, посмотрите на этот рисунок. Возможно, с его помощью кто-то хотел напугать вас и заставить думать, что быстро растущая инфляция съедает все ваши с таким трудом зарабатываемые деньги:

Если только вы не приложите усилий, чтобы переломить это предубеждение. Точная инфографика выглядела бы похоже, но производила бы менее сильный эмоциональный эффект.

Представьте инвестора, раздумывающего, стоит ли покупать акции компании, производящей безалкогольные напитки. У него есть график, представляющий годовой отчет компании по продажам:

Выглядит страшновато, правда? Но присмотритесь. Ножницы отрезают не 4,2% от банкноты, а около 42%.

Источник: http://estel-spb.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться